С.Дэйвис - 2.4 Двери восприятия

/ Просмотров: 150992

Стивен Дэйвис "Джим Моррисон / Жизнь, смерть, легенда" (оглавление)

Перевод - В.Вавикин

Моррисон

2.4 Двери восприятия

В той же записной книжке, где Джимми рассказывал об убийстве Кеннеди, он написал имя Олдос Хаксли. Он сделал это потому, что Хаксли, один из величайших британских авторов столетия, умер в тот же день, когда был убит Кеннеди. Но в отличие от президента, он умер от передозировки LSD-25. На тот момент Джимми находился в Лос-Анджелесе уже шесть недель. Он с головой погрузился в фантастические исследования Хаксли, направленные на поиски кротчайших путей к просветлению, и естественной стартовой точкой этого была Южная Калифорния. Не выглядит случайностью и название, которое восемнадцать месяцев спустя дал своей группе Джимми, позаимствовав его из легендарной книги, в которой Хаксли направлял Западный мир к новым рубежам роста человеческого самосознания.

Добившись мирового успеха с романом-утопией «Дивный, новый мир», Хаксли эмигрировал в конце сороковых в Соединенные Штаты, обосновавшись в Калифорнии. Тогда Лос-Анджелес был местом бесконечных апельсиновых рощ, огромных фермерских хозяйств, растущих нефтяных скважин, с обосновавшимся центром кинематографа в Голливуде и небольшой, но детерминированной, интеллектуальной и художественной коммуной. Хаксли, как и многие другие, последовавшие за ним эмигранты, видел духовные и даже утопические возможности полупустынного ландшафта. Их умеренный на протяжении всего года климат и плодородные долины, защищенные цепью великих гор, предоставляли театральную панораму для беспокойных мечтателей, которые стекались к юго-западному берегу Северо-Американского континента – возможно последней остановки Европейской миграции в Новый Свет. Американская киноиндустрия переселилась в Лос-Анджелес из Нью-Йорка в 1920-х годах, что в свою очередь послужило поводом к переселению в Калифорнию людей обладающих привлекательной внешностью и желанием сниматься в кино – навеянная Голливудом версия Американской Мечты. После Второй Мировой Войны ведущие эшелоны индустрии развлечений – кинематограф, телевидение, популярная музыка – начали концентрироваться в Лос-Анджелесе. Открытие в 1955 году развлекательного парка Диснейленд на старой цитрусовой ферме в округе Орандж было заключительным становлением Калифорнии как Страны Грез, причем последнее усиленно продвигалось компанией Дисней по телевидению.

Хаксли писал, что Лос-Анджелес был подобен Венеции в период ренессанса – независимая столица, вобравшая в себя богатство и мудрость Азии и Европы.

В 1953 Хаксли и его друг Хамфри Осмонд, занимающийся исследованиями Британский психиатр, начали принимать мескалин. Они шли по следам психолога Хэвлока Эллиса, который в 1898 описал ритуал приема мескалина или пейота индейцами юго-восточной Америки. Мескаль – галлюциноген среднего действия, добываемый из определенного сорта кактусов и доведенный искусственным путем до мескалина, синтетической версии содержащегося в пейоте реагента. Хаксли и Осмонд изучали многочисленные зрительные эффекты, необычное время развития и увеличение потоков внутреннего сознания под мескалином, которые привели Осмонда к выдумке слова «психоделик», чтобы описать действие галлюциногенов на мозг.

В 1954 Хаксли опубликовал отчет о своих экспериментах под названием «Двери восприятия» - книга, где автор исследует ранее не познанные горизонты человеческого самосознания. Хаксли позаимствовал название своей эпохальной книги у английского поэта-визионера Уильяма Блейка:

«Если бы двери восприятия были чисты, все предстало бы человеку таким, какое оно есть – бесконечным».

Бит-писатели уже начали эксперименты с психоделиками.

Поэт Гэри Снайдер уже принимал пейот, пока изучал американскую культуру в Колледже Рид в 1948. Аллен Гинзберг попробовал пейот в Нью-Йорке в 1959, а следом за ним, год спустя и Джек Керуак в Биг Суре. В 1960 Тимоти Лири, работающий в Гарвардском Университете психолог, вернулся из проведенного в Мексике летнего отпуска и привез с собой так называемые «магические грибы», содержащие психотропное вещество псилоцибин, и дал попробовать их Гинзбергу, Керуаку и Нилу Кэссиди, который послужил прототипом Дина Мориарти в книге «На дороге».

В 1964, в том же году когда Джимми переехал в Лос-Анджелес, Тимоти Лири опубликовал свою первую книгу «Практика приема психоделков». Второе название книги, «Учебник, основанный на Тибетской книге мертвых», указывало на квази-религиозный оттенок, который уже приобретали психоделики, особенно в Сан-Франциско, где (все еще легально) начались на улицах продажи LSD-25. В этот год Лири надел на себя мантию LSD пророка. «Не доверяй никому старше тридцати», - начинался его воинственный клич, а дальше следовала гипнотическая мантра: «Включайся. Настраивайся на волну. Ставь себя вне общества». Позднее Лири объяснял: «Включайся» означало активизацию своей нервной и генетической экипировки; «Настраивайся на волну» означало гармонию взаимодействия с окружающим миром; «Ставь себя вне общества» значило добровольное отделение от принудительных обязанностей таких, как школа, армия, работа на корпорации.

Но ставить себя вне общества было для Джимми не вариантом. С военным призывом, который все еще угрожал каждому здоровому американскому мужчине, Джимми знал, что единственным способом избежать принудительной службы была учеба в институте. Этот вопрос особенно подчеркивался Джимми во время его визита на корабль отца, когда тот пришел в доки Лонг-Бич в январе 1964.

Бонхоме Ричард, которым теперь командовал капитан Моррисон, был одним из ведущих авианосцев ВМФ США. Когда Джим приехал из Флориды в дом к своей матери, она настояла на том, чтобы он постригся. Когда корабль его отца вернулся в доки после тура по Западной части Тихого Океана, Джимми поднялся на борт в консервативной одежде «Лиги плюща»: брюки цвета хаки, застегнутой на все пуговицы парадной рубашке и шерстяном свитере с кожаными заплатами на локтях. Капитан Моррисон лишь мельком взглянул на своего агрессивного, сутулящегося сына – честолюбивого бит-поэта, поклонника фильмов «новой волны», уклоняющегося от военной службы ленивого студента – и отправил его к корабельному парикмахеру, чтобы изменить стрижку на более военную. После того, как фотограф ВМФ задокументировал прибытие, Капитан Моррисон снова вывел авианосец в море. Джимми наблюдал за стрельбами находившихся на корабле морских пехотинцев и с большой неохотой присоединился к ним во время стрельбы по плавающим целям из винтовки М16.


2.5 Голубой автобус


Комментариев: 11 RSS

Есть более интересные люди и личности, чей вклад в развитие цивилизации много больше наркомана Моррисона, который собственно прославился не столько на музыкальной стезе, сколько своими выходками. Если в нем изначально что-то и было человеческое, он это старательно вытравил из себя героином и виски

Игорь, конечно у каждого может быть свое мнение, и любое мнение имеет право на существование, но вот у меня вопрос: ты лично знаком с творчеством Моррисона или просто погуглил информацию по случаю?

Знаком исключительно по той информации которую можно найти в интернете. Плюсом можно добавить сюда автобиографический фильм с Вэлом Киллмером в роли Моррисона. Судьба Джима представляла собой скоростной спуск по наклонной прямой: пьянство, аресты за непристойное поведение и драку с полицейскими, превращение из идола для девочек в толстого бородатого неряху. Всё больше материала для песен писал Робби Кригер, все меньше — Джим Моррисон. Поздние концерты «The Doors» представляли по большей части переругивания пьяного Моррисона с публикой. В 1971 году рок-звезда отправляется со своей подругой Памелой Курсон в Париж — отдыхать и работать над книгой стихов. По официальной версии Моррисон умер 3 июля 1971 года в Париже от сердечного приступа, однако, настоящей причины его смерти никто не знает. Как бы там ни было на самом деле, его жизнь меня не впечатляет ни на грамм. Для меня однозначно ясно лишь одно - был изначально талантливым музыкантом и даже поэтом, а потом превратился под действием наркоты, выпивки и вскружившей голову популярности в животное. Белый карлик который стремительно падает в черную дыру.

Ну и разумеется слышал сами песни. Не могу сказать что все мне понравились. Но есть пара тройка которые действительно просто не могли не стать культовыми. Например Шторм.

Игорь, нельзя оценивать людей лишь по отдельным фактам их жизни, отбрасывая все остальное.

С таким же успехом можно сказать про многих талантливых людей, что они были алкоголиками, наркоманами и только поэтому я не хочу про них ничего знать, например таких известных писателей, как Стивен Кинг (постоянные проблемы с алкоголем, он не раз сам рассказывал, что Томминокеры писал вообще не выходя из запоя), Филип К.Дик (ЛСД, галлюциногены), К.Кастанеде (галлюциногены), Олдос Хаксли (галлюциногены, умер от передоза), Хантер С.Томпсон, Керуак, Тимоти Лири, Гинсберг, Дилан Томас и многие другие.

По настоящему талантливых людей губят не наркотики и алкоголь, а внешнее давление общества. Наркотики и алкоголь лишь способ убежать от этого давления.

А в семье военного, да еще адмирала, творческому, талантливому человеку совсем не легко.

Моррисон давал людям то, что они хотели. К тому же нельзя забывать, что он жил в Америке 60-х.

Я не оправдываю поступков Джима Моррисона, но повторюсь нельзя рассматривать человека по отдельно взятым фактам.

Почему меня заинтересовала данная книга?

Почему я решил в ущерб своим романам потратить время на перевод, который требует гораздо больших усилий, чтобы поделиться с читателями?

Не только потому, что мне нравится песни группы Doors.

Потому что эта книга показывает Моррисона совершенно с другой стороны, не с той, которыми пестрит интернет, вытаскивая наружу всю грязь, как они это любят.

Образ, вырисовывающийся в конце книги показывает дискредитированного, любящего, сострадательного человека, который подавлял свое стремление к саморазрушению посредством мрачной красоты своих работ. Гениальных работ.

В прямом смысле он был чуть ли не гением. Уровень его интеллекта был равен 149. В школе все учителя поражались уровнем его начитанности и интеллекта.

Именно поэтому и встает вопрос, почему такой гениальный и талантливый человек так закончил свою жизнь.

На самом деле это очень трагическая и жутко человеческая история.

Я лично оцениваю "величие" человека по тому, сколько пользы он принес для общества и насколько полезен этот опыт для всех и каждого. Каждый человек велик по своему, только одни этот талант развивают, а другие гробят и совсем не важно по какой причине - сам скатился или другие помогли. Если ты целеустремлен и прекрасно осознаешь свою высшую цель, то мало найдется вещей который собьют тебя с выбранного курса. Другое дело если ты не знаешь куда двигаться и тыкаешься наугад в надежде попасть в десятку. Надо для начала признать что Джим был слабохарактерным и падким до лести человеком, позволял управлять собой, очень быстро растерял величие под вопли битников и хиппи всех мастей. Позволил социальному вирусу под названием поп-культура сначала поработать себя, а потом благополучно переварить. Горел он и вправду ярко, но недолго. В чем его величие я так и не понял. Есть уйма других людей у которых судьба и жизненные обстоятельства сложились похлеще чем у Моррисона но при этом они не растеряли человеческой сути и остались себе верны. Вот это и есть истинное величие - наперекор всему остаться самим собой.

Во многом согласен и естественно есть много людей более значимых Моррисона и это хорошо. Так же как есть много людей, которые выросли на его песнях и которым он интересен.

Тебя не интересует его личность, но ведь никто и не заставляет тебя о нем читать.

Я всего лишь проявил интерес что бы выяснить чем Джим заслужил столько внимания. Он хоть и был поэтом к литературной деятельности не имел никакого отношения

Игорь, спасибо за проявленный интерес.

Что касается такого внимания к Джиму, то здесь не малую роль играет его разносторонняя, неординарная личность и мистические тексты песен.

начались на улицах продаже LSD-25. (продажи?)

Оставьте комментарий!

Регистрация на сайте не обязательна (просьба использовать нормальные имена)

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

Авторизация Site4WriteAuth.

(обязательно)

Site4Write: сайты для писателей